Как правильно грузить прицеп для безопасной езды легкового автомобиля
Правильное расположение груза на платформе — критически важный вопрос. От этого зависит не только сохранность перевозимых вещей, но и степень износа авто, и, особенно, безопасность водителя и других участников движения. Разбираемся, как правильно загружать прицеп для легкового автомобиля, чтобы поездка была комфортной и не таила в себе опасности.
Виды и классификация прицепов
Разнообразие прицепов поражает — на рынке представлены как универсальные модели, подходящие для любых целей, так и узкоспециализированные устройства, к примеру, для перевозки пчелиных ульев или лодок. Грубо говоря, все прицепные устройства можно поделить на три группы:
- Бортовые — это стандартные прицепы, на которых владелец может перевозить всё что угодно, начиная мебелью и заканчивая строительными материалами. При этом они бывают как совсем простенькие, так и усовершенствованные — например, с гидравликой и самосвальным механизмом;
- Для перевозки других транспортных средств — к этой категории относятся лодочные прицепы, а также устройства, оснащённые креплениями для мотоциклов, квадрациклов, велосипедов или даже строительной техники;
- Дома на колёсах — ТС для тех, кто хочет с комфортом путешествовать по стране. Представляют собой в разной степени обжитое жилище внутри фургона.
Также важно принять по внимание классификацию по грузоподъёмности:
- Без тормозной системы, до 750 кг;
- С тормозами, до 3,5 тонны.
И по массе с полной загрузкой — то есть, тому показателю, который получится, если прицеп загрузить «под завязку»:
- До 750 кг;
- Больше 750 кг.
Наконец, есть разделение по количеству установленных осей. В целом, оно сопоставимо с классификацией по массе — прицепные устройства с одной осью подходят для перевозки менее 750 кг груза, а с двумя могут потянуть и больше.
Узнайте, на какие виды прицепов нужно оформлять страховку ОСАГО
Как правильно грузить прицеп легкового автомобиля
Если внимательно рассмотреть конструкцию прицепа, можно заметить, что ось сдвинута в направлении от автомобиля и находится ближе к задней части. Делается это для того, чтобы снизить нагрузку на фаркоп. Когда вещи погружены правильно, нагрузка на сцепное устройство не превышает 50 кг.
Но для того, чтобы система работала, важно правильно установить центр тяжести груза — он должен попасть либо на ось прицепа, либо быть чуть сдвинут в направлении фаркопа. При этом важно, чтобы ЦТ располагался как можно ниже.
Нельзя и перебарщивать с количеством перевозимых вещей — максимальный совместный вес машины и гружёного прицепа указан в руководстве по эксплуатации. Превышать этот показатель опасно. Учтите, что чтобы правильно рассчитать массу, нужно учитывать вес:
- Автомобиля;
- Всего перевозимого груза;
- Людей, сидящих в машине;
- Дополнительного оборудования, если таковое имеется;
- Самого прицепа;
- Сцепного устройства.
Только учитывая все эти факторы водитель сможет правильно рассчитать фактическую массу. А значит, не выйдет за максимальный показатель.
Грузоподъемность
Зачастую по факту прицеп может вынести куда больший груз, чем указано в прилагающихся к нему документах. Однако это — ещё не повод загружать устройство по максимуму. Важно следовать инструкциям, приведённым в технической документации, иначе нагрузка на узлы может оказаться слишком высокой. Мало того, что так детали быстро износятся, они могут ещё и сломаться прямо во время движения.
Распределение груза в прицепе
Главное правило при укладывании грузов — равномерность. Нельзя допускать ситуации, когда в одной половине прицепа лежит целая гора вещей, а в другой совсем ничего нет. Если же Вы перевозите всего один большой предмет, а прицеп одноосный, то основное давление должно приходиться на тот участок, под которым проходит ось. На двухосном вещь располагается между осями.
При этом более тяжёлые коробки должны оказаться в самом низу, а сверху лучше поставить лёгкие предметы. Этот момент важно продумать заранее, чтобы сразу спланировать процесс загрузки и последующей разгрузки.
Фиксация груза
Для того чтобы надёжно крепить груз, используются:
- Колодки;
- Протекторы;
- Профили;
- Блокировки;
- Ремни-стяжки.
В разных моделях предусмотрены разные типы крепления, однако неизменным остаётся одно — все перевозимые предметы должны надёжно держаться даже при тряске. Если в дороге вещи начнут кататься по платформе, или вообще выпадут, может создаться опасная ситуация. Это уже не говоря о неприятной возможности потерять груз.
Правильная загрузка прицепа: на что еще обратить внимание
Основные правила ясны — не перегружаем устройство, распределяем вещи равномерно и хорошенько закрепляем. Однако есть ещё ряд нюансов, которым стоит уделить внимание.
Нагрузка на фаркоп
Нагрузка на тягово-сцепное устройство не должна превышать 50 кг. Некоторые эксперты утверждают, что этот показатель можно поднять до всех 70, однако большинство такое мнение отвергают. Важно понимать, что мы говорим о том, какой вес давит на ТСУ в покое. При движении же этот показатель резко возрастает, а на неровной дороге и вовсе может подняться в разы.
К тому же, и фаркопы зачастую не рассчитаны на подобное давление. Однако это вовсе не значит, что нужно стараться всеми способами разгрузить ТСУ. Больше того, отрицательная нагрузка на фаркоп создаёт не менее опасную ситуацию.
Проверить, не случилось ли отсутствия нагрузки, легко — достаточно отсоединить прицеп от авто и посмотреть на поведение устройства. Если оно заваливается назад, ехать с таким прицепом нельзя. Даже самый большой и мощный внедорожник в пути может перевернуться.
Узнайте, чем оригинальный фаркоп отличается от неоригинального
Нагрузка на шар ТСУ
От этого показателя зависит устойчивость автопоезда, а значит, и безопасность управления. Рама должна быть установлена горизонтально, так, чтобы от шарика до земли оставалось 35-40 см. Бывает и такое, что авто и прицеп сильно отличаются по размерам, так что добиться нужного параметра не удаётся — в таком случае на помощь приходят дистанционные проставки.
Далее приступаем к регулировке нагрузки. Сделать это можно за счёт перемещения оси. При передвижении вперёд нагрузка на дышло уменьшается, назад — увеличивается. У части моделей ось не передвижная — в таком случае регулировать давление можно только за счёт груза или запасного колеса.
Высоко расположенный центр тяжести
Случаются ситуации, когда центр тяжести груза расположен высоко и сдвинуть его к низу нет возможности. В таком случае ещё важнее отслеживать, куда именно попадает ЦТ относительно оси. Увидеть это легко, просто рассоединив связку.
Чем выше оказывается центр тяжести, тем ближе груз должен быть расположен к сцепному устройству. Так Вы будете уверены, что во время движения, при повороте и даже при возможном раскачивании прицепа вещи не сползут в заднюю часть платформы.
Впрочем, такое решение тоже не панацея. Закрепив предметы таким образом, важно сохранять максимальную осторожность и передвигаться только ровным дорогам. Выезжать на бездорожье или места со сложным рельефом всё ещё опасно.
Перевозка длинномеров
Увезти длинные грузы проще на трейлере со встроенным заводским удлинителем дышла. Также подойдёт лодочный прицеп. Если у Вас в арсенале нет таких моделей, то лучшим решением будет временно такую арендовать.
Обратите внимание! Самостоятельно перевозить грузы, выходящие за длину прицепа, крайне опасно. Поэтому лучше будет нанять спецтранспорт или взять в аренду подходящее устройство.
Какие бывают ошибки при размещении груза
Некоторые водители начинают грузить прицеп с передней части — той, что ближе к автомобилю. А потом оказывается, что всё компактно уложилось и сзади добавить уже нечего. В таком случае важно не полениться и перенести все предметы ближе к центру.
Иначе, если багаж будет слишком близко к сцепному устройству, на место крепления упадёт чрезмерная нагрузка. При этом фаркоп и даже кузов могут пострадать в дороге. Кроме того, задние колёса авто приподнимутся от дороги. Из-за меньшего сцепления управлять машиной станет труднее, а тормозной путь сильно увеличится.
Обратная ситуация тоже не сулит ничего хорошего. Если основная масса груза закреплена в задней части прицепного устройства, то велика вероятность, что в пути его начнёт раскачивать, а на скользкой дороге и вовсе может опрокинуть или увести в занос. Сцепление с дорогой в этой ситуации также страдает.
Как проверить правильность размещения груза
На многих современных устройствах установлены датчики, которые позволяют быстро определить итоговый вес груза. В первую очередь важно обратить внимание именно на этот показатель и убедиться, что он совпадает с рекомендованным значением, указанным в технической документации.
Но и это — не панацея. Рекомендованные параметры предусматриваются для дорог с уклоном до 12%. Так что максимально загруженный прицеп на трассе с уклоном выше 15% становится опасным устройством. Нагрузка на кузов резко уменьшается, так что велик риск, что колёса провернутся.
Ещё один нюанс — высота дорожного полотна над уровнем моря. Вместе с тем, как этот показатель увеличивается, максимально допустимый уровень нагрузки на прицепное устройство снижается. Рассчитать идеальный вес можно по формуле — снимайте по 10% от рекомендуемого параметра за каждый 1 км над уровнем моря.
Обратите внимание! При передвижении на большой высоте важно сохранять осторожность. Атмосферное давление понижается и в топливе становится меньше кислорода, что сильно увеличивает нагрузку на двигатель.
Также стоит учесть наличие ABS, особенно если прицепное устройство не оснащено тормозами. В такой ситуации загрузку нужно уменьшить на 50 кг.
О чем нужно помнить при управлении автомобилем с прицепом
Перед тем как сесть за руль авто с прицепом, эксперты рекомендуют тщательно проверить состояние всех составляющих ТС:
- Осмотрите крепежи и сцепку;
- Покачайте прицепное устройство в разные стороны, чтобы проверить амортизаторы;
- Посмотрите, не пора ли смазать детали прицепа;
- Проверьте работу всех световых приборов;
- Замерьте давление в шинах машины и прицепа.
Только проверив все эти моменты, можно спокойно выдвигаться.
Особенности движения с прицепом
Даже правильно загруженный прицеп создаёт некоторые трудности при управлении автомобилем и может стать источником опасности. Чтобы такого не произошло, важно помнить об особенностях поведения за рулём:
- Максимальная скорость движения с прицепом согласно ПДД — 70 км/час, вне зависимости от действующих на дороге ограничений;
- Почувствовав, что устройство «виляет», плавно снизьте скорость, но не тормозите слишком резко;
- Соблюдайте дистанцию от движущегося впереди ТС;
- Учитывайте, что тормозной путь увеличился, поэтому планировать остановку и торможение важно заранее;
- Не останавливайтесь резко — из-за этого можно уйти в занос;
- Перед поворотом тщательно оцените обстановку на дороге и спланируйте манёвр так, чтобы задние колёса прицепного устройство не вынесло на встречку или в кювет;
- При повороте поддерживайте среднюю скорость — плавно двигайтесь по большой дуге, избегая резких движений;
- Спускаясь по длинной трассе, идущей под углом, тормозите не только колодками, но и двигателем, чтобы избежать перегрева системы;
- На горку поднимайтесь на самой низкой передаче, не разгоняясь;
- Двигаясь по бездорожью, не давайте колёсам попадать в колею.
Соблюдение этих нехитрых правил в комбинации с правильной загрузкой прицепа, создаст наиболее безопасную дорожную ситуацию.
Последствия неправильной загрузки прицепа
Неверная загрузка крайне опасна. Неправильно нагруженный прицеп при движении начинает раскачиваться на дороге. При этом водитель уже не может ничего предпринять — не важно, затормозит он, или ускорится, амплитуда раскачивания устройства только увеличится.
При этом неважно, про какой прицеп идёт речь — в такую ситуацию попадают и специализированные устройства, и бортовики, и автовозы. Скорость тоже не играет особой роли — даже при медленном движении случаются подобные казусы. Причиной может стать поток воздуха, вызванный проезжающим мимо автомобилем или даже небольшая неровность на дороге.
Чтобы не попадать в такие ситуации, достаточно правильно располагать груз на платформе прицепа.